Содержание курса Психология PR и рекламы
Раздел I. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения
Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения
Понятие рекламы. Определение рекламы (реклама как инструмент бизнеса, вид бизнеса, этап маркетинга, информация, стимулирующая продажи, коммуникация, положительная социальная оценка и др.). Определение психологии рекламы как отрасли психологии.
Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психологии рекламы
Психология рекламы как прикладная дисциплина. Реклама как социально-психологическая установка. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Системный анализ рекламной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как "коммуникации для коммуникаций".
Раздел II. История развития психологии рекламы, основные подходы и направления
Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIX—XX столетий
Основные теоретические положения, цели и задачи суггестивного подхода в психологии рекламы. Основные теоретические положения, цели и задачи маркетингового подхода в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "целевые группы". Сравнительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как "опредмечивание" потребностей.
Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономической психологии
Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "нецелевые группы", на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Психические процессы в условиях рекламной коммуникации.
Раздел III. Психические процессы в рекламе
Тема 5. Ощущения в условиях рекламных воздействий
Абсолютные и дифференциальные пороги ощущений, законы динамики ощущений. Цвет и звук в рекламе.
Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных материалов
Константность восприятия
Перцептивные иллюзии и их использование в рекламе. Иллюзии Миллера-Лаера, Вундта и др. Влияние культуры на возникновение перцептивных иллюзий.
Тема 7. Внимание в рекламе
Объем, распределение, переключение, концентрация внимания. Теории внимания.
Тема 8. Память в рекламе
Виды памяти и закономерности запоминания рекламной информации. Теоретические основы мнемотехники. Мнемотехника в рекламе.
Тема 9. Эмоции в рекламе
Приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений.
Тема 10. Мышление и воображение в рекламе
Принятие решений в процессе восприятия рекламных сообщений. Типы принятия решений и поведение потребителей. Информация и реклама.
Тема 11. Мотивация потребительского поведения
Концепция "рекламно-информационного комфорта". Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности.
Раздел IV. Реклама как средство психологического воздействия
Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора
Методы психологического воздействия в рекламе (общая характеристика). Гипноз и внушение в рекламе. Подражание, заражение и убеждение. Миф и стереотип в рекламе. Психологические механизмы ореола, сравнения, идентификации, фрейминга и др.
Тема 13. Приемы и методы скрытой рекламы
Феномен и методика "25-го кадра" Дж.Вайкери, история мифа. Психология рекламных шоу.
Тема 14. Моделирование психологической структуры рекламных воздействий
Модели AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR. Теория "базиса отсчета". Психологическое манипулирование потребителями в условиях личных продаж. Психологическая специфика политической рекламы.
Раздел V. Этические проблемы психологии рекламы
Тема 15. Психологическая экспертиза рекламы
Реклама и проблема психического здоровья. Проблема отношения населения к рекламе. Влияние агрессии в рекламе на население. Влияние рекламы на несовершеннолетних.
Тема 16. Правовое регулирование рекламы
Закон о рекламе. Закон о правах потребителей. Международный кодекс рекламной практики. Проблема защиты населения от недобросовестной, заведомо ложной, неэтичной и скрытой рекламы.
Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в рекламной практике, международный и российский опыт
Концепция "мозаичной культуры и роль рекламы в изменении структуры социальных норм и ценностей. Концепция рекламы в рамках социально-этичного маркетинга. Концепция саморегулирования рекламы.